Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

консультации для педагогов ДУ

Дата: 4 июня 2015 в 11:41, Обновлено 14 июня 2015 в 21:32
Автор: Елена -. С.

Организация педагогического процесса в период адаптации.

Ссылка на скачивание

 

Рекомендации для воспитателей по психологическим аспектам организации питания детей.

1. В период адаптации не рекомендуется  менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если он не умеет или не хочет, есть самостоятельно, первое время кормите его, даже если остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае не заставляйте - это усилит отрицательное отношение к коллективу.

2. Доведите до сведения родителей, что не следует кормить ребенка завтраком до прихода в детский сад. Это снижает аппетит и способствует формированию отрицательного отношения к процессу употребления пищи.

3. Если вы обедаете вместе с детьми, то  важно, чтобы дети видели, что их воспитатель с удовольствием ест пищу, которую предлагают им, и является образцом для подражания.

4. Вводите новые блюда в рацион детей в игровой форме, тактично и терпеливо убеждая, объясняя полезность разумного приема тех или иных продуктов, развивая вкус к пище, осознанную мотивацию (почему надо есть именно такое количество пищи). Вы можете:

дать информацию о составе блюда, способе приготовления, его вкусе и пользе для здоровья;

вовлечь детей в разговор о блюде или его компонентах;

попробовать блюдо на глазах у детей.

Эти действия помогут преодолеть неофобию.

5. Можно предположить, что такая стратегия будет эффективна и в отношении «непопулярных» продуктов. Приучать малышей к ним следует, давая небольшие порции. Известно, что страх перед новым блюдом уменьшается, если ребенок может его назвать, знает, чем было это блюдо до того, как попало в тарелку, как оно выросло, перерабатывалось и т. д. В таком контексте можно обсуждать пищу растительного происхождения, а не животного.

6. Ребенка, который отказывается есть, посадите во время приема пищи за стол к детям, которые едят хорошо. Влияние мнения сверстников, роль наглядного научения и стремление копировать поведение окружающих могут оказывать существенное влияние на пищевое поведение ребенка.

7. Откажитесь от попыток насильственно, с запугиванием заставить ребенка есть или доедать. Прессинг и внушение чувства вины способствуют формированию отрицательного отношения к процессу употребления пищи в целом. А значит, могут лишь усугубить ситуацию. «Сделки» - обещание ребенку чего-то в обмен на полностью съеденный обед - снижают ценность еды в его глазах и значимость всего процесса употребления пищи. Вредны уговоры, запугивания, обещания типа: «Если поешь (не будешь много есть) - куплю...», «Ешь, а то Маша съест», «Не будешь есть, не пойдешь на прогулку», - а также отвлечения на игрушки, чтение книг, игры, используемые для того, чтобы ребенок съел всю порцию.

8. С психологической точки зрения любое действие, поступок имеют мотив или причину. Попытайтесь понять причину плохого аппетита или чрезмерного «увлечения» детьми едой. Если малыш систематически отказывается от еды, аппетит его резко ухудшился - это не обязательно связано с качеством или вкусом пищи. Например, если у ребенка насморк, и он не может чувствовать запахи, его аппетит будет снижен. Как и в случае, если он заболевает, не выспался, дома был конфликт или другая стрессовая ситуация. Если дети чрезмерно избирательны в пище, которую им предлагают дома и в детском саду, это может быть следствием некоторых форм дисбактериоза, при которых ребенок опытным путем исключает те виды продуктов или блюда, после которых у него болит живот. В таких случаях следует рекомендовать родителям проконсультироваться у педиатра. Ребенок также плохо ест, если у него что-то болит, или он переохладился во время прогулки, или у него мокрая одежда.

9. Если ребенок отказывается от еды, потому что устал или расстроен, подход должен быть иным - в психологии он назван «активное слушание», когда взрослый дает понять ребенку, что догадывается о его переживании (состоянии), «слышит» его. Предложите помощь, озвучив чувство, состояние ребенка, объясните свои действия: «Ты устал, тебе сегодня трудно, я помогу тебе, давай покормлю». Или предоставьте ребенку «отсрочку» в действии: «Не хочешь кушать, потому что устал (расстроен, рассержен), отдохни (успокойся, пусть пройдет обида), поешь позже». Часто следствием вашего мудрого, сдержанного поведения будет то, что ребенок «передумает» и начнет есть.

10. По возможности не сажайте детей во время приема пищи спиной к двери, т. к. такое положение в пространстве способствует появлению тревожности, а она, в свою очередь, снижает аппетит. Потребность в безопасности - это главная, базовая потребность, и от ее удовлетворения зависит все остальное, в том числе и желание приема пищи.

11. Можно повысить аппетит ребенка, посадив его рядом с теми детьми, с которыми он чаще всего играет. Люди всех возрастов едят лучше и с большим удовольствием, когда находятся в компании друзей - это справедливо и для детей. Приятная музыка, которая нравится детям, также способствует повышению аппетита, задает определенный ритм действиям. Но музыка не должна быть очень быстрой и громкой, чтобы не отвлекать на себя все внимание ребенка. Во время приема пищи оно должно быть сосредоточено на еде.

12. В помещении, где дети едят, не должно быть душно и жарко. Это тоже может снижать аппетит.

13. Не вынуждайте детей сидеть за столом в ожидании еды - это быстро вызывает утомление и отрицательно сказывается на восприятии ребенком процесса употребления пищи.

14. Избегайте отрицательных эмоций во время кормления детей, а также ссор и неприятных разговоров между сотрудниками ДУ в это время. Недопустимо наказывать ребенка непосредственно перед едой. Обстановка должна быть спокойной и доброжелательной.

15. Крайне отрицательно влияют на аппетит, формирование вкусовых привычек,  - грубые ошибки, допускаемые взрослыми в процессе формирования культуры поведения ребенка за столом, например, одергивания типа: «Не чавкай», «Как ты держишь вилку?!», «Не кроши», «У тебя не руки, а крюки» и т. д.   Важен дружелюбный тон общения, равно как и вера в потенциальные возможности ребенка. Если вы хотите показать ему, как надо есть, - его способ держать вилку можно изменить мягкими движениями, вполголоса комментируя свои действия, и в заключение похвалить его за правильные манеры.

16. Для положительного восприятия ребенком процесса приема пищи важно создание и соблюдение особого ритуала. С одной стороны, это обеспечивается определенным режимом питания в детском саду. С другой - обучением ребенка правильному поведению за столом и развитием навыков самостоятельности, культуры еды. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом - вилкой, на пятом - можно и ножом.

17. Чем увереннее и легче ребенок владеет столовыми приборами, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и легче он с ней «справляется». От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходят не сразу.

18. Ребенок должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить тех, кто сервировал стол, задвинуть стул, помыть руки (как и перед едой).

19. Дети дошкольного возраста впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые (воспитатели или члены семьи) допускают при ребенке частые разговоры о том, «что он ничего не ест, мало ест», «привередлив в еде», сами подают пример излишней, чрезмерной разборчивости в пище - это отрицательно влияет на аппетит ребенка.

20. Прием пищи для ребенка - важнейший познавательный процесс. Практически это единственный акт, во время которого ребенок в буквальном смысле смешивается с пространством, поглощая отдельные его элементы «пробуя его на вкус». Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к этому процессу. Осознанность и приятное предвкушение пищи «готовят» организм к тому, чтобы она была усвоена с пользой. В связи с этим интересны такие приемы, как: загадывание детям загадок о продуктах, беседы-рассуждения, введение ребенка в проблемную ситуацию, в которой он должен сделать самостоятельный выбор.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.