Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Советы учителя-дефектолога

Дата: 4 июня 2015 в 11:53, Обновлено 23 февраля 2017 в 23:19
Автор: Елена -. С.

ОТЛИЧИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ОТ КОМПЛЕКСНОГО

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности.

Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Лесовичком на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п. Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но ИНТЕГРИРОВАННЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ – это занятия на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

КОМПЛЕКСНОЕ и ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЯ обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельностикоторые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме. Например: Тема «Весна». На этом занятии будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности.

КОМПЛЕКСНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАНЯТИЕ, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например: Тема «Весна. Сезонные изменения в природе». Воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

а) в зависимости от ведущей задачи:

-занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)

-занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа)

-занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)

-занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)

-занятия по ознакомлению с художественной литературой 

-занятия по обучению грамоте

б)в зависимости от применения наглядности:

-занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)

-занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)

-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры) 

в) в зависимости от этапа обучения:

- речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)

- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение)

г) в зависимости от количества участников:

-фронтальные (со всей группой)

-индивидуальные. 

д) в зависимости от дидактических целей:

-занятия по сообщению нового материала

-по закреплению знаний, умений, навыков

-по обобщению и систематизации знаний

-итоговые или проверочные

-комбинированные (смешанные)

-интегрированные.

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ (осмотр помещения, рассматривание предметов, ознакомление со свойствами и качествами предметов):

  1. занятия по первоначальному ознакомлению с предметами и явлениями (называние предметов) (1-2 мл.гр.),

  2. занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (первые занятия – во 2 мл.гр., основные – в ср.гр),

  3. занятия по сравнению предметов (ст.гр.),

  4. занятия по формированию видовых понятий (ср.гр.),

  5. занятия по формированию родовых понятий (ср. и ст.гр.).

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

  1. специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи (обучению трудным граммати­ческим формам, словообразованию, построению предложений),

  2. часть занятия по развитию речи (словарь, ЗКР, связная речь, художественная литература):

  • грамматические упражнения проводятся на матери­але занятия,

  • грамматическое упражнение может быть частью заня­тия, но не связанной с его программным содержанием,

  1. занятия по другим разделам учебной программы (ЭМП, «Ребенок и природа» и т.д.)

ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:

  1. специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи (1-2 раз в месяц),

  2. часть занятия по развитию речи (словарь, ГСР, связная речь, художественная литература) (1-2 раза в неделю),

  1. занятия по другим разделам учебной программы («Музыка», «Физическая культура», «Ребенок и природа» и т.д.).

ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. беседы,

  2. пересказ художественного произведения,

  3. рассказывание:

  • описание,

  • повествование,

  • рассуждение

  • контаминацию

ВИДЫ РАССКАЗОВ:

ПО ФОРМЕ:

  • описательные (выделение характерных признаков предмета или явления),

  • сюжетные (передача событий, происходящих в определенной временной последовательности и с каким-нибудь героем),

  • сравнительные (описание 2 предметов с контрастными признаками),

  • объяснительные (с элементами объяснения, рассуждения),

ПО ВОСПРИЯТИЮ (реалистичные):

  • описание картин,

  • описание игрушек,

  • описание предметов,

ПО ПАМЯТИ (реалистичные):

(рассказы из опыта вводятся в средней группе):

  • из коллективного опыта,

  • из личного опыта,

  • составление письма,

ПО ВООБРАЖЕНИЮ (вымышленные или творческие):

  • придумывание рассказов,

  • придумывание сказок.

ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1.Чтение или рассказывание одного произведения.

2.Чтение нескольких произведений, объединённых одной тематикой (о весне, о жизни животных).

3.Объединение произведений различных видов искусства.

а) чтение + рассматривание картины.

 б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4.Чтение с использованием наглядного материала:

    - игрушками;

    - наглядным материалом;

    - кукольным театром;

    - диафильмы, диапозитивы, кинофильмы,

- рассматриванием иллюстраций,

- привлечение внимания к реальным объектам,

5. Чтение со словесной помощью (сравнение со сходным или противоположным случаем из жизни, постановка поисковых вопросов, подсказка слов-эпитетов).

6.Чтение, как часть иного занятия по развитию речи.

7.Чтение произведений, которые принадлежат к разным литературным жанрам.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

- тщательная предварительная подготовка к занятию;

- соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей; 

- воспитательный характер занятия; 

- эмоциональный характер занятия; 

- четкая структура занятия;

- оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; 

- правильная организация занятия;

- учет результатов занятия; 

- связь занятия с последующей работой по развитию речи.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

при подготовке интегрированного и комплексного занятий:

- выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) темы, которые имеют общие аспекты;

- выявить связи между подобными элементами знаний;

- изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;

- учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;

- планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

- смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

- выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Использование метода наглядного моделирования

на занятиях по развитию речи

Практические советы воспитателям дошкольного учреждения.

Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний, умений и навыков, с которыми выпускники ДУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении  школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.                                               

 На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.  

 Наглядное  моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Ведь дети пока лишены возможности что-то себе отметить или записать. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

 Актуальность использования метода  наглядного моделирования с детьми  дошкольного возраста состоит в том, что:                                                                                                                         

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;                
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;                                                                                                      
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать геометрические фигуры,  схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей нужно начинать уже с младшего возраста. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Второй: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”

Знакомство детей с моделями нужно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото». Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

Следующий этап - игра: «Угадай». Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием. «На что похоже?» На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно. Еще один способ знакомство детей с моделями. Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть. Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

Теперь можно перейти к рассказыванию сказок. Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Репка», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Курочка - ряба». Так же детям можно предложить игру «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры», где дети должны придумать, какие сказки могут обозначать эти фигуры.

 Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы,  мнемодорожки.

Таким образом, научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна  детям  дошкольного возраста. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение, развивает умение детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать сказки, составлять различные виды рассказов о том или ином объекте, явлении. Метод наглядного моделирования можно использовать на  всех видах занятий по развитию связной речи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.